четверг, 4 февраля 2016 г.

Моя первая швейная машинка

Наверное у каждого есть воспоминания  о той первой машинке, с которой начинались робкие попытки в шитье. У кого то это ручная Подольская или даже раритетный Зингер, или более продвинутая тумбовая Чайка или Веритас.
Я же хочу рассказать о своей первой швейной технике, чудо технической мысли из ГДР - Kohler (немецкий не знаю, но привыкла называть Кёхлер)
Эта машинка появилась в нашей семье в 60-х годах. Дедушка работал на местном металлургическом комбинате и по дружественному обмену его коллеги ездили на строительство заводов в ГДР. По его просьбе и привезли в город этот экземпляр.
Бабушка в то время работала мастером на швейной фабрики, т.е непосредственно была связано с шитьем. На какой технике она шила до этого- история умалчивает, но сколько помнит себя моя мама- Кёхлер всегда стоял в квартире, готовый к работе.
Начала я на ней шить в 5 лет, как только ноги стали доставать до ножной педали. Сейчас удивляюсь, как бабуля не боялась, что я испорчу сложную технику (уже сейчас морально себя настраиваю, что дочке тоже буду разрешать). Тем не менее она меня не ограничивала, и я не только шила, но и разбирала челночное устройство, смазывала, чистила и полностью заправляла машинку.
Технику в те времена делали на совесть, Кёхлер шил все: кожу, драп, шифон, причем без мучительных настроек брал как толстые, так и тонкие ткани. Бабушка на ней не только шила, но и стегала и вышивала в свободно-ходовой технике.
Анализирую функционал машинки, до сих пор удивляюсь, что за более чем 60-летнию историю в современных механических моделях принципиально не изобрели ничего нового. Уже тогда были декоративные строчки, в Кёхлере их 50 шт. Хотя конечно кол-во их несколько преувеличено, но тем не менее факт остается фактом.
В комплекте к машинке прилагается шикарный набор лапок, а подробная инструкция не идет ни в какое сравнение с теми брошюрками, что снабжают сейчас швейную технику.
Хоть у машинки есть неоспоримые плюсы, но то, что она тумбовая с ножным приводом делает ее неудобной в хранении и эксплуатации. Конечно можно заморочиться, вынуть станину, поставить ее к компактный ящик, подключить электропривод. Но 7 лет назад я пошла по самому легкому пути и купила в замен Кёхлера современную компактную Джаномку.
 Собственно почему появился этот пост. Моей маме понадобилась швейная машинка для небольшого ремонта постельного белья и она решила расчехлить технику. Я приехала в гости, почистила, смазала, помогла правильно заправить и настроить строчку, а заодно сфотографировала раритет для блога. Думаю читателям будет интересно посмотреть на технику с полувековой историей.
А какая у вас была первая швейная машинка? Пользуетесь ли вы ей до сих пор и какие воспоминания с ней связаны? 

52 комментария:

  1. Как интересно! У моей мамы была чайка тумбовая)) Правда я на ней не шила, в детстве вообще шитьем не интересовалась, даже куклам не шила))) А моя первая машинка Джаноме Джем Голд, на которой шью и сейчас. На покупке этой машинки настоял мой папа, со словами "Пригодится, постельное белье ремонтировать" Я еще тогда все отнекивалась, мол зачем мне машинка, я и шить то не умею)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, очень много знаю историй, когда начинают шить совершенно случайно и толчок дает именно покупка швейной машинки по настоянию родственников. Хорошо, что сейчас машинки в свободной продаже, а раньше доставали по блату, по талонам, через знакомых, вот времена были. И машинки делали на века и относились к ним супер бережливо.

      Удалить
  2. О! мне знакома эта швейная машинка! Такая была у свекрови. Одно но, потерялись все лапки, кроме как для прямой строчки. И найти подходящие я нигде не могла. Печаль была неимоверная.
    Я считаю, что у меня две первых машинок :) У бабушки был Зингер, тоже с кучей строчек. Но меня к ней не подпускали. разрешали сделать прямую строчку по чутких бабушкиным надзором. В последствии, эта машинка мне досталась в наследство и, не смотря на её габариты, путешествовала со мной по городам.
    А действительно шить начала на обычной подольской машинке. Сама научилась шить. В выпускных классах мой гардероб состоял на 80% из собственносшитых вещей. Шила все - от купальников, до зимних курток.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, вот я только взрослой оценила, что бабушка мне разрешала шить на своей машинке уже в 5 лет, причем никогда не стояла над душей, не дергала, думаю она все-таки боялась, но мне виду не показывала, за что я ей очень благодарна.
      Прочитала недавно на форуме, что к Кёхлеру подходят лапки от промышленный прямострочек, если бы я на ней активно шила- обязательно бы докупила.

      Удалить
    2. 20 лет назад в московских специализированных магазинах не смогли подобрать аналогичные лапки для Кёхлера :)

      Удалить
  3. У меня первая машинка была хускварна! Она уже похожа на современную модель, но ей уже лет 20, а вот сейчас как раз таки шью на Чайке, хотя есть Тайота, но современные машинки не идут в сравнение с ней по части шитья верхней одежды, чайка с легкостью прошивает зимний комбинезон!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Венера, вот я по этому и держу эту машинку, правда не у себя, а у мамы, думаю вдруг когда массово начну шить постельное или верхнюю одежду, все-таки современные машинки - неженки,а этому агрегату ничего не страшно.

      Удалить
  4. А у меня первой была Подольск с ручным приводом. Мама сама на ней много шила: от пальто до легких платьев, и нам с братом всегда разрешала. Со временем машинка стала хуже шить легкие ткани и мама купила себе простенькую современную, а эта стояла себе в своем полукруглом кофре... пока я не начала шить куртки))) Вот тут она мне очень пригодилась! Теперь на ней я вшиваю молнии и отстрочку там, где много слоев тоже делаю на ней)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, вот для толстых тканей старые машинки - просто находка, не жалко, железные, ничего не заклинит, не то что нынешние модели, где много пластиковых деталей. Мама молодец, что разрешала, так и прививаются с детства рукодельные навыки

      Удалить
  5. Лена, какая машинка интересная, первый раз такую вижу. Из ГДР, а инструкция на русском, да еще и все строчки расшифрованы, класс!!!!
    Я начинала на дедушкином Зингере 1899г, потом была много лет Чайка, теперь Джаноме.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, ничего себе какой Зингер раритетный, сохранился? представляю такой, у него наверное столик еще кованный.

      Удалить
    2. Да, станина кованая, вот я его на Осинке показывала http://club.osinka.ru/topic-7696?p=7503016#7503016

      Удалить
  6. А мне не разрешали шить на машинке, боялись сломаю. А так хотелось! Я и сейчас слегка побаиваюсь машинок. Чуть что сразу в панику! Но потихоньку шью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, может не столько боялись поломки, сколько опасались за пальчики))

      Удалить
  7. Красавица! Последняя фотка свернула мне мозг... Зачем компьютерные сложные дорогущие агрегаты, если механический "автоматик" может делать вышивальные строчки?????
    Я начинала на ножном раритетном Зингере, причём - на чужом.... А моя двухлетняя дочь "шьёт", сидя у меня на коленях - держит ткань или вынимает иголки перед лапкой и складывает на магнитную подушку... Рвётся шить самостоятельно ;) Но мама боится за технику и маленькие пальчики...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Карина, конечно компьютерные машинки по части строчек не сравняться с механикой, сейчас ТАКИЕ агрегаты есть, только в космос не летают. Но вот механические модели не сильно ушли вперед с тех времен, да появился горизонтальный челнок, петля-автомат, но в целом вот такие старые модели тоже достойны внимания.
      А дочка молодец, помощницей растет, у меня сыночек тоже регулярно рвется помогать шить, но пока его участи ограничивается только созерцанием процесса.

      Удалить
  8. Лена, для 60- х годов эта машинка невероятное сокровище!!! 50 декоративных строчек, столько лапок и что меня поразило больше всего, инструкция на русском языке!
    Я училась шить на ручной подольской машинке, хотя у мамы была Чайка на тумбе с ножным приводом, но мне доверяли только подольскую! Сейчас у меня Bernina- подарок мужа на день рождения (изначально был предложен новый телефон, но я попросила машинку )))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, вот это по нашему, предпочесть в подарок швейную машинку вместо телефона))

      Удалить
  9. Вылезу из глубокого подполья)
    Ух, ничего себе, еще шьет! А у нас дома машинка была всегда, бабушка шила на ручной советской (название не помню, конечно же), а у мамы была ножная Чайка, которую от меня бережно оберегали, да и я все никак не могла приноровиться к педали. А когда мне было лет десять, купили простенькую джаномку, дома до сих пор она - основной агрегат. У меня же через пару лет после переезда появилась своя джаномка, а потом и ковер к ней в компанию ;) В общем, машинный парк у нашей семьи богатый!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения, что ей сделается то)) хотя по уму ей надо провести полную чистку и смазку, я же по быстрому почистила челночной устройство и пару капель масла капнула на движущиеся детали

      Удалить
  10. Замечательно, душевно написано! Инструкция прелесть, действительно в инструкциях сейчас корявый перевод. Как будто без участия людей переводят в компьютерном переводчике. Машинка замечательная, комплектация, строчки восторг! А главное "не убиваемая" и вечная, тогда техника делалась на века, не как сейчас у любой техники сразу заложен срок службы в среднем 7 лет. Как точно перечислены модели на каких мы все начинали шить! Меня тоже часто посещает желание написать, как у меня это начиналось: "Роман с шитьём"))) И как я "выросла" в шитье и технике за последние несколько лет. Бабушка молодец, правильно доверять девочкам машинку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, с удовольствием прочитала бы такую "романтическую" историю))
      В инструкцию к это машинке я просто влюблена, все подробно, с фотографиями расписано что и как делать. Была поражена современными инструкциями, ну настолько примитивно все написано, рисунки схематичные, только только азы, человеку, который первый раз садится за швейную машинку очень трудно разобраться.

      Удалить
  11. Спасибо за минутку ностальгии, душевную историю и фотографии! Насколько я помню немецкий, название Вашей машинки читается как "Кёйлер". Моя первая была тоже ножная, финская Tikkakoski. У нее, правда, не было кучи строчек - только прямая, и все. Но история прямо как у Вас, Елена - бабушка мне, маленькой, разрешала на ней построчить. В итоге в школе я настраивала ножные машинки, к которым учительница труда боялась даже подходить :) Потом, лет в 12, мне подарили уже электрическую Pfaff. К сожалению, с Тиккой при переезде пришлось расстаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, в интернете какие только интерпретации названий не встречала, но я за много лет уже так привыкла к Кёхлеру, что по другому мне трудно машинку воспринимать. Катя, какие у нас бабушки были замечательные, не боялись маленьким девочкам доверить сложную технику

      Удалить
  12. Лена, классный пост! Да здравствует дружба-фроенштад!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо, предполагала, что будет много откликов.

      Удалить
  13. Лена, машина суууперская! У меня есть Кёлер, только не 51 класса, а 53-го, шьет прямую и зигзаг, зато для шитья двойной иглой в ней есть два независимых механизма натяжения верхней нити. ))) А какая у нее строчка - закачаешься! Если хотеть вечную зигзаг-машину, чтоб внукам еще досталась, то лучше Кёлера не найти. ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, вот я по Осинке знала, что у тебя тоже такой агрегат дома имеется. Строчка и правда супер, действительно прямая, не то что у современных машиной- елочкой.

      Удалить
  14. С большим удовольствием прочитала и рассмотрела!Как интересны такие истории семейные!Наверное не найдется семьи,где не было швейной машинки из тех времен...у каждого своя,старенькая,но дорогая сердцу! Такой раритет точно стоит передавать по наследству!Инструкция-обалдеть просто!Набор лапок и строчек-восхитительны!Мне почему-то нравятся эти старые тумбовые машинки).Я начинала с ручной подольской и она до сих пор живет у меня дома,потом была ножная тяжеленная(не помню названия),а потом уже появилась джаномка.У бабушки до сих пор стоит чайка и при выходе на пенсию ей завод подарил электрическую(названия не помню),она тоже стоит у бабули)Шить она уже не шьет,но с машинками не расстается)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, согласна, раньше почти в каждой семье была машинка, времена были тяжелые, но люди старались выкручиваться и многие шили одежду. Сейчас конечно тоже много кто рукодельничает, но при нынешнем разнообразии одежды в магазинах- это больше хобби, чем необходимость.

      Удалить
  15. Лена, интересный пост, я тоже когда то писала про свои машинки. У меня был ручной кёхлер, прямострочный.
    http://elena-kurganova.blogspot.ru/2013/08/blog-post.html
    Сейчас собираюсь шить палатку, порвался тент, а лето скоро, достала её, на ней шить буду:) Думаю и куртки тоже на ней, только что-то руки не дойдут до нихЖ)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, посмотрела твой пост, оказывается кёхлеры не такие уж и редкие машинки, ты уже третья отписываешься в комментариях, как владелица такой марки.

      Удалить
  16. Лена, очень интересный пост, с удовольствием посмотрела раритет. у моей бабушки в деревне была Чайка-143, к которой подходить мне было запрещено строго-настрого!Бабушка боялась, что я что-нибудь расстрою , а в деревне настраивать никто не умел. Так я, дождавшись, когда она уйдет на огород, открывала и даже шила какие-то лоскуточки! В начальных классах я была, тянулась к шитью. Молодец, что сохранили машинку, берегите Анечке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ну ты и хулиганка была, а так бы бабушка зашла в неурочное время, да увидела внученьку за шитьем))) Понять твою бабушку конечно можно, машинки было тогда не просто купить, даже при наличии денег, не то что сейчас. Разбаловались мы сейчас, раньше зиг-заг был за счастье, и какие шедевры шили. Моя бабушка одевала всю семью, а у меня сохранились детские воспоминания, когда мы с ней вместе перешивали старые вещи мне на блузки для школы, т.к. было начало 90-х, когда полки были пустые.

      Удалить
  17. Вот это самая что ни на есть настоящая техника, которая не боится ничего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, представляю как через 50 лет наши внуки будут обсуждать нашу нынешнюю технику, и удивляться как мы на ней шили)))

      Удалить
  18. Елена, здравтвуйте! Спасибо за пост и чудесные подробные фото! У меня тоже с Кёлером связаны теплейшие детские воспоминания... Дед был директором крупнейшего в городе авиационного завода. По блату купил и подарил моей бабушке(тогда еще 40-летней женщине) эту машину. Бабуля сразу увлеклась, ведь любила красиво одеваться и две дочки тоже росли. Дед настрого запретил шить на заказ(он же коммунист!), но семью обшивать-пожалуйста. бабушка отучилась на курсах при Доме офицеров. Кстати, в те времена не только инструкции были добросовестные, но и курсы. 3 года!Три! Учили строить выкройки, моделировать, кроить, шить. От нижнего белья, до драпового пальто на ватине с подкладом. Во как! И никаких "экспрессов"!
    И всё бы было прекрасно, но случилась трагедия. Дед погиб. Внезапно и одномоментно. Бабшука в 45 лет отсалась одна с двумя дочками-невестами 18 лет и 23 года. И доучивать их надо было(2 студентки), и замуж выдавать. На одну зарплату инженера не разгуляешься. И бабуля начала шить на заказ. За несколько лет стала самой модной портнихой в городе. Дождаться не могла пенсии, потому что работать на заводе и шить одновременно было оооочень сложно. Деньги зарабатывала хорошие. Подняла детей, потом еще и четверых внуков. Все были наряжены как куклы. Вот так дед, сам того не зная, обеспечил свою семью ...
    Я жила с бабушкой и воспитывалась ею. У мамы не складывалась личная жизнь, а бабушка никак не могла пережить смерть любимого человека и я частично заменила его, требуя заботы и внимания. И мне тоже давали, хоть и под присмотром , пошить на машине!! Это было счстье. Называлось "платочки пошить" -лоскуты ткани строчила. Синхронизировать работу рук и ног было для меня очень тяжело. Из -за резкого обратного хода машина рвала нитку и иногда даже ломала иглу. Но "ехать куда надо" я со временем научилась. А вшколе интерес к шитью потеряла. зачем учиться, если бабуля сошьёт быстро и красиво. Я увлеклась вязанием, она ыбла рада, с удовольствием показывала мои работы приятельницам.
    Бабуля умерла в прошлом году, в возрасте 91год, последние 5 лет уже совершенно ослепла, катаракта. А я постепенно пришла обратно к шитью, хоть и вязание не забываю. Обшиваю себя и семью, оказывается много помню из шитейных премудростей. Это удивительно! Между делом бабуля показывала, я видела как она делает примерки, как разговаривает и объясняет клиенткам...Очень мне эти воспоминания сейчас помогают!
    А увидела машину-аж слёзы навернулись! Как же я помню эти все рычажочки, эти тарелочки нитенатяжителя, челнок с отгибающимся ушком.
    Спасибо. Леночка! Приятно невероятно!На секундочку вернулось детство и родной стук машинки под который каждый день засыпала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какая замечательная история, спасибо что поделились

      Удалить
    2. И я подпишусь, история замечательная!

      Удалить
  19. Лен, интересно почитать было! Вот это технику раньше делали, не уверена, что наши джаномки через 30 лет еще служить будут)))
    А у нас у бабушки была красивая такая машинка... увы, бабушки уже нет, и со всеми переездами из Казахстана все это затерялось, я даже не знаю, где она сейчас...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, да однозначно не прослужат 30 лет, сейчас специально делают технику, чтобы 7-10 лет и людям приходилось новую покупать, если бы как раньше выпускали- производители бы разорились.

      Удалить
  20. Лена, какой раритет!
    Подумать не могла, что 60лет назад уже были машинки с 50строчками.
    Пост настолько притягательный и интересный, что я чуть не вскочила обсуждать с супругом покупку новой машинки.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо, рада что тебе было интересно. А новая машинка- это хорошо))

      Удалить
  21. Да, Лена. Машинка класс, а если учесть её возраст, то вообще слов нет. Комплект лапок чего только стоит. А у нас была ручная чайка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, у нее есть и минусы, петлю нужно делать в несколько приемов, очень сложно, особенно когда нужно сделать несколько одинковых

      Удалить
  22. Лена, какая ценная вещь! Удивительно, сколько строчек в таком давнем агрегате. И наверняка все они выходят на ура, а не то, что бывает в современных экземплярах...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, действительно интересная машинка для такого почтенного возраста. Строчки выходят более менее, пока шила, все внутри машинки щелка и скрежетало, все-таки машинка долгое время стояла без работы.

      Удалить
  23. Лена, какой замечательный пост. Я даже не знала, что такие машинки в то время делали. Покорило количество лапок и строчек, хотя переключателей показалось не много. У бабушки была обычная Подольск, на металлической подставке, с ножным приводом, но она жила далеко и бывали мы у неё толко летом. А в школе, в классе пятом, нам начали преподавать шитьё. Там были в основном ножные машинки, они мне ни в какую не давались и одна с электроприводом, на которой я и шила одна из девочек, так как дома у нас была самая простая машина, такая в чемодане, но электрическая. Спасибо тебе за такую историю!

    ОтветитьУдалить
  24. И я не знала ничего о таких машинках ... Лена, спасибо. пост интересный )))

    ОтветитьУдалить
  25. нашла вас блог и зачиталась)
    У меня тоже первая машинка - бабушкина кабинетная (с тумбой) и тоже немецкая, но Текстима Веритас. Неубиваемая техника. Прошлой зимой были напряги с электричеством, так я спрятала своб компьютеризованную дженомку и открыла Веритас - отлично справиась с предновогодними лоскутными подставками, шила на ней десятки подставочек :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. уточню: бабушкиной машинке более 66 лет, мне - 39, моей дженомке - 9 лет, и вот уже пару дней как у меня овая дженомка для квилтинга )
      Шью я с 1994 года, и до 2007 делала все пошивы на веритасе...

      Удалить
    2. Всегда рада новым знакомствам))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...